К основной экспозиции
Биография писателя
Театральные постановки

О произведениях Валентина Распутина, получивших жизнь на сцене

Перевод прозы на язык театра, кино и телевидения – распространённое и необходимое явление. Так выдающиеся литературные произведения становятся доступными для многочисленной и разнообразной публики. Театр и кино становятся мощным средством пропаганды литературы при условии, если это делается хорошо и сохраняется литературная первооснова.

Первая повесть Валентина Распутина «Деньги для Марии» вышла в 1967 году сначала в альманахе «Ангара», следом в «Сибирских огнях», и через год издательство «Молодая гвардия» издала её отдельной книгой тиражом 65 тысяч экземпляров. Именно с этой повести начался Распутин как самобытный писатель, она принесла ему широкую известность.

По повести уже в 1969 году на Иркутской студии телевидения был сделан телеспектакль «Деньги для Марии». С. Борисов писал в статье «Рассказ о повести», опубликованной в газете «Советская молодежь» от 29 августа 1969 г.: «киноработников привлекала и не только «сценарность» повести, но, прежде всего, ее неоспоримые художественные достоинства – яркие образы людей современной деревни, глубокое раздумье автора над социальными морально-этическими проблемами, реалистичность ее». Сценарий телеспектакля написал известный в Иркутске театральный режиссёр Е. Табачников в соавторстве со студентом ВГИКА И. Шешуковым. Постановку осуществил главный режиссёр студии телевидения Г. Люстрицкий.

В 70-е годы выходят произведения Валентина Распутина, принесшие писателю всесоюзную и мировую известность: «Последний срок» (1970 г.), «Уроки французского» (1973 г.), «Живи и помни» (1974 г.), «Прощание с Матёрой» (1976 г.) и др. Произведения писателя ждали, читали.

В эти годы в искусстве театра наблюдались процессы взаимодействия, взаимопроникновения видов и жанров, стали активно привлекаться на сцену известные прозаические произведения. И было вполне естественным, что театр обратился к такому большому по складу мышления национальному художнику, как В. Распутин.

И вот в 1977 году журнал «Театр» сообщил: «Иркутский писатель Валентин Распутин стал автором инсценировки одной из лучших своих повестей «Последний срок».

Первая театральная премьера произведения Валентина Распутина состоялась 10 июня 1977 год на сцене МХАТа, тогда он назывался Московский ордена Ленина и Трудового Красного Знамени Художественный академический театр Союза ССР имени М. Горького. На сцене МХАТа показали спектакль «Последний срок».  

В 1976 году режиссёр театра Владимир Николаевич Богомолов обратил внимание на сравнительно недавно вышедшую повесть Валентина Распутина «Последний срок».

Перед создателями спектакля (режиссер В. Богомолов, художник А. Васильев, композитор К. Молчанов) возникла непростая творческая задача – перевести материал из прозаического ряда в драматический, выстроить спектакль по повести, не имеющей четкого сюжета, в основе своей содержащей бесхитростную историю об умирающей матери и её взрослых детях.

Театр обратился к писателю с предложением сделать по повести не просто инсценировку, а самостоятельную пьесу с учётом специфики театра и его сценических законов. Богомолов В.Н. приезжал в Иркутск, встречался с писателем, и в результате была создана пьеса «Последний срок» для МХАТа.

Факт того, что ведущий драматический театр обратился к писателю с предложением создать для него пьесу, ещё раз подтверждает насколько прочно тогда в 70-е годы произведения Валентина Распутина вошли в духовную жизнь людей.

МХАТ всегда придерживался принципа выбирать произведения для инсценировки не только остро актуальные, но, в первую очередь, высокохудожественные. Театр одним из первых обратился к русской классической литературе. Впервые в мире МХАТ ставил «Бесов» Достоевского, затем «Братьев Карамазовых». «Стремление театра к инсценировкам объясняется нравственными и художественными достоинствами произведений, к которым он обращался. Но самое главное – они поднимали жизненные пласты, не затронутые драматургией, вскрывали духовно-психологические стороны жизни, в них действовали герои, подобных которым в современных пьесах не было» (Г. Дмитриев в газете «Советская молодежь» от 9 июня 1979 года, «Три премьеры МХАТа»). Эта репертуарно-художественная линия принесла театру в дальнейшем колоссальный успех и мировое признание.

Премьера спектакля имела полный прочный успех.

«Последний срок» В. Распутина на сцене МХАТа заставлял переживать подлинные минуты волнения, вызывал множество ассоциаций, заставлял думать и надолго сохранялся в памяти зрителя.

Театр сумел сохранить особый язык В. Распутина, выражающий целый строй мышления, особое миросозерцание и бережно с высокой культурой нести это слово со сцены.

У Валентина Распутина и МХАТа возникает крепкая и прочная дружба. Писатель создает для театра пьесу «Живи и помни». И уже через год после «Последнего срока» в репертуаре театра появилась вторая пьеса Распутина. На сцене филиала МХАТа 6 января 1978 года состоялась премьера спектакля «Живи и помни».

Режиссером спектакля стал также Владимир Богомолов. Он сказал: «Это, по моему убеждению, одно из лучших произведений современной прозы. Нас привлекли в нем значимость философско-социального содержания, острота конфликта, глубина душевных переживаний героев».

Два спектакля имели признание и зрительский успех, что способствовало созданию третьего спектакля. Спектакль «Деньги для Марии», премьера которого состоялась 8 мая 1979 года в Московском художественном театре, стал заключительной частью драматической трилогии по произведениям В. Распутина. Инсценировку повести «Деньги для Марии», как и предыдущих произведений, сделал сам автор. Режиссером также стал Владимир Николаевич Богомолов.

МХАТ открыл для мира театра творчество Валентина Распутина, произведения которого отличало пристальное внимание к духовному миру современника.

В 1970-е годы в ведущем драматическом театре страны шли одновременно три спектакля по произведениям Валентина Распутина.

После раздела театра, который произошел в 1987 году, МХАТ им. М. Горького поставил спектакль по повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой» с Анастасией Павловной Георгиевской в роли Дарьи. Премьера спектакля состоялась в 1988 году.

МХАТ им. М. Горького постоянно обращался к произведениям В.Г. Распутина. В 2007 году к 70-летию писателя МХАТ им. М. Горького представил зрителю спектакль «За нашу Русь!», составленный из фрагментов произведений Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана», «Пожар» и «Уроки французского» (режиссер Т.В. Доронина), а в 2010 году был сделан спектакль по повести «Деньги для Марии» (режиссер А.И. Дмитриев). В 2019 году театр вновь обратился к повести «Последний срок», 8 мая состоялась премьера спектакля режиссера Сергея Пускепалиса.

МХТ имени А.Чехова (появившийся в результате раздела МХАТ) обратился к произведениям Валентина Распутина в 2006 году. 17 января состоялась премьера спектакля «Живи и помни» (режиссер В. Петров). На премьере спектакля был Валентин Распутин, который всегда очень настороженно относился к попыткам инсценировки своих произведений, но мхатовскую версию принял и одобрил.

Так с 1977 года на театральной сцене прочно закрепились произведения писателя.

Спектакль «Последний срок» вслед за МХАТ им. М. Горького, в том же 1977 году был поставлен в Омском областном драматическом театре (режиссер В. Симановский). Спектакль был показан по Центральному телевидению и принёс всесоюзное признание народной артистке РСФСР Елене Псаревой, сыгравшей старуху Анну.

Всего с 1977 по 2008 год порядка 26 театров поставили спектакль «Последний срок» на своей сцене.

         В Иркутске этот спектакль впервые получил сценическую жизнь в 1993 году на сцене Иркутского областного Театра юного зрителя им. А. Вампилова.

«Иркутский ТЮЗ не случайно выбрал для постановки эту повесть. В наше трудное время проблемы, обнаженные писателем в «Последнем сроке», стали еще острее, а отчуждение людей поистине зримым. В этой круговерти мы словно не замечаем, что жизнь остается жизнью, родина – родиной, что до нас жили люди и оставались людьми. К ним и относится главная героиня повести старуха Анна, образ которой стал открытием в русской советской литературе начала 1970-х годов. Режиссер Виктор Тригубенко главной своей задачей посчитал рассказать не столько о смерти старухи Анны, сколько о жизни, которую мы не всегда умеем ценить, возвыситься до понимания ее величия и неповторимости». «Нравственное и духовное начало постановки сосредоточено вокруг старухи Анны. Ее образ воссоздаёт актриса Людмила Стрижова, роль старухи Анны была ее «звездным часом». Сценическая жизнь героини сложна уже тем, что она прикована к постели. Основным выразительным средством здесь становится голос, интонации которого окрашиваются то светлой печалью, то радостью, то неожиданной тревогой…» (Анатолий Семенов, г-та В-С правда 1994 г. №140).

         «Последний срок», поставленный в Иркутском драматическом в 2008 году режиссером Геннадием Шапошниковым имеет счастливую судьбу, спектакль идет на Малой сцене театра и по-прежнему востребован зрителем. Спектакль удостоен множества премий.

В чем же заключается успех спектакля в наши дни? «Последний срок» поднимает ещё одну важную тему. Как считает известный московский критик Капитолина Кокшенёва, «культура потребления боится разговора о смерти, а гламур не терпит мыслей о трауре: мы вечно будем жить, вечно будем молодыми, ходить на шпильках и пользоваться дорогой косметикой. Нам же предлагается совершенно другая ситуация – разговор о последнем сроке. В роли Анны мы видим тот тип наших прабабушек, которые не боялись умирать, потому что готовились к жизни вечной. Но последний срок матери является испытательным сроком для её детей. Этот спектакль настоящий, потому что лечит нас болью».

Как мы отмечали ранее, по произведению «Деньги для Марии» еще в 1969 г. на Иркутской студии телевидения был сделан телеспектакль, а с 1979 года спектакль стал идти на сцене МХАТ. Но стоит отметить, что впервые на театральной сцене этот спектакль был поставлен Московским драматическим театром им. М. Н. Ермоловой в мае 1978 г.

В Восточно-Сибирской правде за 6 июня 1978 г. по этому поводу вышла статья Надежды Тендитник «Сложный мир характеров»: «Инсценировка этой повести, созданной еще в 1967 году, написана автором многие годы спустя и вобрала не только богатый и интересный материал, но и сегодняшний духовный опыт писателя, его сегодняшнее понимание проблем человеческого бытия. Сохранив сюжет, расстановку характеров и их народное основание, писатель заставил героев острее пережить ту непростую коллизию, которая в несколько дней до самых глубин обнажила суть людских характеров и отношений. Наших человеческих отношений сегодня с проекцией на будущее. Нравственная проповедь художника, окрасившая его последние по времени книги «Живи и помни» и «Прощание с Матерой», звучит в инсценировке страстно и убежденно. Поэтому «Деньги для Марии» не просто переделка повести, а новое талантливое произведение».

В Иркутске же это был первый спектакль, поставленный по произведениям Валентина Распутина. Поставил его Иркутский академический драматический театр им. Н. П. Охлопкова в 1978 году (режиссер Григорий Жезмер). Всего этот спектакль шел в 19 театрах страны с 1978 по1983 год.

         По повести «Живи и помни» в Иркутске впервые был поставлен спектакль в 1981 году на сцене Иркутского академического драматического театра им. Н. П. Охлопкова по театральной версии, написанной Валентином Распутиным. Всего с 1978 по 1985 год этот спектакль поставило 20 театров страны. С 2018 года спектакль идет на сцене Иркутского ТЮЗа (режиссер Елена Константинова).

Спектакль «Прощание с Матёрой» с 1988 по 2008 год поставило 7 театров.

В Иркутском областном Театре юного зрителя им. А. Вампилова этот спектакль был поставлен в 2003 году.

В Иркутском академическом драматическом театре им. Охлопкова впервые этот спектакль был поставлен в 1989 году режиссером Эдуардом Симоняном.

Затем в 2017 году спектакль был поставлен вновь режиссером Геннадием Шапошниковым.

В.Г. Распутин любил Иркутский драматический театр, высоко ценил мастерство актеров и режиссёров театра, доверял постановку своих произведений землякам. А театр, в свою очередь, особенно бережно относился к мыслям, которые автор хотел донести до своих читателей.

«Иркутское «Прощание» – подлинно последний, прощальный спектакль о деревенской России. А, значит, и вообще о России в крепком старинном, наследованном понимании этого имени. Распутин взошёл в «Прощании» на страшную высоту полного слияния со страдающей душой народа, совпал с мыслью, любовью и смертью Матёры, и мы только сейчас с его повестью и спектаклем догадались, что вода рукотворных морей смывала и те плодоносные слои, которые питали писателя и нас.

Никто нарочно деревни не топит. Начальство скоро объяснит, что нужды народного хозяйства требуют перспективы развития. А что память гибнет, никуда не денешься – налог прогресса. Только в бассейнах Волги и Камы затоплены 2500 сел со 155 тысячами дворов (ведь это всё Матёры, Матёры с их кладбищами, храмами, памятью и преданием!). Но разве мы видели и переживали эти утраты? А вот теперь по судьбе одной деревни видим, что рано или поздно вопрос о цене этого «налога» встанет и перед Россией, и перед человечеством.

Завтра мы окончательно «переедем в город» или нас «перевезут», как героев спектакля. А пока напоследок вспомним дорогую правду, которую торопятся договорить герои «Прощания», что мы – только звено, а не вся цепь, и держимся мы равно тем, что было позади, и тем, что еще далеко впереди и еще неразличимо в очертаниях, но уже натягивает эту единую цепь. А услышим эту правду, значит, «Прощание» было к исцелению» (В.Я. Курбатов).

Деревенская проза, ставшая мощным направлением в русской литературе второй половины XX века, сегодня нечастый гость на театральной сцене. В истории осталось всего несколько спектаклей («Деревянные кони» по Федору Абрамову на Таганке, «Дом», «Братья и сестры» по Федору Абрамову в Малом драматическом театре, «Три мешка сорной пшеницы» по Владимиру Тендрякову), и среди них спектакли, сделанные по произведениям В.Г. Распутина.

Спектакль «Век живи - век люби»

1. Иркутский областной Театр юного зрителя им. А. Вампилова.

Сценическая версия по мотивам произведений В. Распутина. Премьера состоялась 28 ноября 2012 года.

Режиссёр-постановщик – заслуженный работник культуры РФ В. Токарев. Художник – Леонид Бутаков.

Музыкальное оформление – заслуженный работник культуры РФ С. Маркидонов, В. Тюменцев.

2. Театр-студия "Диалог" – любительский драматический театр при Иркутском областном центре народного творчества и досуга.

Сценическая версия по мотивам произведений В. Распутина "Встреча", "Что передать вороне?", "Василий и Васлиса". 

Премьера состоялась в 2012 г.

Режиссёр – Валентина Просекина.

Действующие лица и исполнители:

Василиса – Елена Башкирцева

Автор – Антон Лухнев, Александр Кононов

Черт – Николай Мареев

Александра – Маргарита Махонько

Петр – Денис Ложенин

 

Спектакль "Деньги для Марии"

1. Московский академический художественный театр им. М. Горького.

Премьера состоялась 5 декабря 2010 года.

Режиссёр – заслуженный артист России Александр Дмитриев.

Художник – В.А. Барабанов.

Композитор – В.С. Соколов.

Действующие лица и исполнители:

Мария – заслуженная артистка России Татьяна Шалковская

Кузьма – заслуженный артист России Борис Бачурин

Дед Гордей – заслуженный артист РСФСР Геннадий Кочкожаров

Василий – Станислав Курач

Степанида – Лидия Кузнецова

Ревизор – Андрей Айсин

2. Иркутский академический драматический театр им. Н. П. Охлопкова.

Премьера состоялась в 1978 г.

Режиссёр – засл. деятель искусств Казахской ССР Григорий Жезмер

Художник – Геннадий Крутинский

Действующие лица и исполнители:

Мария – Татьяна Кулакова

Кузьма – заслуженный артист РСФСР Александр Крюков

Василий – заслуженный артист РСФСР Сергей Чичерин

Евгений Николаевич – народный артист РСФСР Виктор Егунов

Председатель колхоза – Григорий Иушин.

 

Спектакль «Живи и помни»

1. Московский художественный театр им. А. П. Чехова.

Премьера состоялась 17 января 2006 года.

Режиссёр – Владимир Петров.

Художник – Игорь Капитанов.

Художник по костюмам – Фагиля Сельская

Художник по свету – Дамир Исмагилов

Композитор – Борис Киселев

Хореограф – Николай Реутов

Помощник режиссера – Ирэна Архангельская

Действующие лица и исполнители:

Настёна – заслуженная артистка России Дарья Мороз

Андрей Гуськов – Дмитрий Куличков

Семёновна, Надька, Лиза, Милиционерша – заслуженная артистка РФ Янина Колесниченко, Алёна Хованская

Михеич, Максим Вологжин, Иннокентий Иванович, Дед Матвей – заслуженный артист РФ Сергей Сосновский, заслуженный артист России Алексей Шевченков

2. Иркутский академический драматический театр им. Н. П. Охлопкова.

Премьера состоялась в 1981 г.

Режиссёр – заслуженный деятель искусств России Александр Ищенко

Действующие лица и исполнители:

Настёна – народная артистка РФ Тамара Олейник

Андрей Гуськов – заслуженный артист РСФСР Александр Крюков

Лиза – Наталья Марченко

Семёнова – заслуженная артистка РСФСР Людмила Слабунова, Людмила Темиряева

Капитолина – Наталья Никонорова

Надька – заслуженная артистка РСФСР Тамара Панасюк

Иннокентий Иванович – Александр Тюшняков

Нестор – народный артист РСФСР Виктор Егунов

Агафья – Людмила Нарожная

Вера – Ольга Шмидгаль

Михеич – заслуженный артист РСФСР Иван Климов

 

Спектакль «Последний срок»

1. Санкт-Петербургская театральная компания «Ковчег».

Премьера состоялась 8 октября 2014 года.

Режиссёр – Людмила Манонина-Петрович.

Художник – Дарья Горина.

Артисты – народная артистка России Галина Карелина, народная артистка России Ирина Соколова, заслуженный артист России Андрей Князьков, Наталья Агафонова, Юлия Денисова/ М. Поликарпова, Серафима Андриянова, Андрей Балашов/ В. Зиновьев, Ксения Тряпицина/ Юлия Антонова.

2. Государственный академический Малый театр.

Премьера состоялась 14 октября 2011 года.

Режиссёр-постановщик, оформитель – заслуженный деятель искусств России, профессор Ольга Соломина.

Художник по свету – Г.Г. Лазуткина

Звукорежиссёр – С.Ю. Волошин

Помощники режиссёра – Н.И. Демидова

Действующие лица и исполнители:

Старуха – Алёна Колесникова

Михаил – Алексей Коновалов

Илья – Станислав Сошников

Люся – Ольга Плешкова

Варя – Наталья Хрусталёва

Танчора – Мария Серёгина, Валерия Князева

Надя, жена Михаила – Алина Кириллина, Аполлинария Муравьёва

Нинка, дочь Михаила и Нади – Дарья Мингазетдинова

Мирониха – Екатерина Васильева

3. Иркутский академический драматический театр им. Н. П. Охлопкова.

Драма в двух действиях. Премьера состоялась 3 апреля 2008 года.

Постановка Геннадия Шапошникова.

Режиссёр – заслуженный деятель искусств России Александр Ищенко

Сценография – заслуженный деятель искусств Украины, заслуженный художник Республики Крым, лауреат Государственных премий Республики Крым Юрий Суракевич

Художник по свету – Сергей Скорнецкий

Музыкальное оформление – Сергей Платонов

Действующие лица и исполнители:

Старуха Анна – народная артистка России Наталия Королева

Мирониха – заслуженная артистка России Людмила Слабунова, Татьяна Кулакова

Варвара – заслуженная артистка России Татьяна Двинская

Илья – заслуженный артист России Владимир Орехов

Люся – Ольга Шмигдаль

Михаил – Степан Догадин

Надя – Анастасия Пушилина

Степан Харчевников – заслуженный артист России Игорь Чирва

Нинка – Маша Кузнецова

Таньчора – Татьяна Буйлова

4. Иркутский областной Театр юного зрителя им. А. Вампилова.

Премьера состоялась в 1994 году. 

 

Спектакль «Прощание с Матёрой»

1. Мытищинский театр кукол «Огниво».

Премьера состоялась в 2015 году.

Режиссёр – народный артист России Станислав Железкин.

Художник-постановщик – Дмитрий Бобрович.

Музыкальное оформление – Андрей Миронов.

В спектакле заняты: заслуженные артисты России Наталья Котлярова и Алексей Гущук; заслуженные артисты Московской области Ирина Шаламова, Татьяна Касумова, Елена Бирюкова, Александр Едуков и Сергей Синев; артисты-кукловоды Мария Кузнецова, Сергей Котарев, и Иван Соловьев.

2. Иркутский областной Театр юного зрителя им. А. Вампилова.

Премьера состоялась в 2003 году.

Режиссёр – заслуженный деятель искусств России Александр Ищенко

Артисты – народная артистка России Людмила Стрижова, заслуженная артистка РФ Нина Олькова, Людмила Попкова, Любовь Почаева, заслуженная артистка РФ Галина Проценко, заслуженный артист РФ Валерий Елисеев, заслуженный артист РФ Олег Тупица, заслуженный работник культуры РБ Владимир Безродных, заслуженный артист РФ Николай Кабаков, заслуженный артист РФ Владимир Привалов, Михаил Цыбань

3. Архангельский областной драматический театр им. М. В. Ломоносова

Премьера состоялась в 1989 году.

Режиссёр – Эдуард Симонян

Художник – Наталья Авдеева

Действующие лица и исполнители:

Настасья – заслуженная артистка РСФСР Капитолина Мыльникова

Егор – заслуженный артист РСФСР Виталий Сидорченко

Богодул – заслуженный артист РСФСР Анатолий Багров

Петруха – Анатолий Лацвиев

Дарья – Татьяна Кулакова

Вера – Галина Касселина

Катерина – заслуженная артистка РСФСР Тамара Панасюк

 

Спектакль «Рудольфио»

Иркутский областной Театр юного зрителя им. А. Вампилова.

Сценическая версия рассказа в одном действии. Камерная сцена.

Премьера спектакля состоялась в 2012 году.

Режиссёр-постановщик – заслуженный работник культуры РФ В. Токарев.

Художник-постановщик – Леонид Бутаков.

Помощник режиссёра – Вера Скитикина.

Артисты – Сергей Павлов, Анна Конончук, Елена Константинова, Мария Егорова.

 

Рецензии и статьи о театральных постановках по произведениям В. Г. Распутина (в формате DOC)