Всеобъятное чувство любви Валентина Григорьевича Распутина к краю, где он родился, выразилось во многих его произведениях – в повести «Прощание с Матёрой» (1976), в книгах очерков «Сибирь, Сибирь…» (1991), «Моя и твоя Сибирь», в рассказах «Вниз и вверх по течению» (1972), «Век живи – век люби» (1981), «На родине» (1999), «В непогоду» (2003). Обращение к истории освоения края в книге «Сибирь, Сибирь…» стало для писателя средством показать соотечественникам, что они теряют. Книга-откровение, книга-колокол выразила нестерпимую боль писателя за свою малую и большую родину.
Велика и тиха была забота Валентина Распутина о своей Аталанке, куда он часто приезжал, пока жива была мама, Нина Ивановна, куда он привозил своих столичных друзей, и куда он продолжал ездить, когда мамы не стало. Стараниями писателя была построена большая школа. Губернатор Борис Александрович Говорин «практически взял на себя руководство строительством, лично следил за поставками цемента, кирпича и других стройматериалов. Я ему за это очень благодарен», - вспоминал писатель в 2007 г. (Т. Кузакова. Неизвестное интервью Валентина Распутина. Сибирь, 2015, № 2).
Сюда же Валентин Григорьевич приезжал с отцом Алексием (Серединым). И в актовом зале, в столовой новой школы, за отсутствием храма, проходил молебен и крещение, а Валентин Григорьевич первым подходил на исповедь. По мнению писателя, деревня медленно гибнет – нет электричества, люди перестали работать на земле, утратилась с ней кровная связь, народ пьет, молодежь уезжает в город. «Остановить гибель Аталанки, как и других деревень, невозможно: народ изнемог» (Т. Кузакова. Неизвестное интервью Валентина Распутина. Сибирь, 2015, № 2), но сам писатель берег эту связь с родной землей. Оставалось что-то важное для Валентина Распутина в этих местах, что заставляло его постоянно приезжать сюда. Приезды на родину – в Аталанку и Усть-Уду – были необходимы писателю. Они дарили вдохновение и надежду. Красота ангарской природы, разговоры с людьми питали душу светлыми чувствами. Здесь хорошо писалось – в родном доме из двух комнат, около рано состарившейся мамы, рядом с удивительными по красоте закатами над Ангарой. Сохранилось письмо в Усть-Удинскую школу, написанное Валентином Григорьевичем в 1997 г.: «Встречи в родной Усть-Уде были для меня и радостью, и утешением, и надеждой – надеждой! – в то, что Россия жива и будет жить, и спасётся она такими людьми, которые живут на моей Родине. Это чувство и эту уверенность во мне уже ничем не убрать; и с этим настроением я и буду теперь жить и работать» (из архива школьного музея п. Усть-Уда).
В строительстве храмов Валентин Распутин видел возможность укреплять русскую культуру. Как вспоминает отец Алексий: «Он был щедрым. Гонорары, которые получал редко, – все отдавал». Высочайшая Премия Патриарха, Государственная премия, гонорары за издания произведений в Китае были отданы на строительство храма Богоявления Пресвятой Богородицы в п. Усть-Уда, Свято-Иннокентьевского храма в с. Анга на родине Святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского. В июне 2006 г. Валентин Распутин на свои деньги отливает колокола для храма в Усть-Уде. Сюда после его открытия любит приглашать московских гостей, участников «Литературных вечеров. Этим летом в Иркутске», В. Я. Курбатова, В. И. Толстого и других. Многие храмы области пополнялись огромной библиотекой Валентина Распутина. Так начинались библиотеки приходов Саянска, Усть-Уды, Иркутска.
В 1985-1986 г. Валентин Распутин вместе с писателями С. Залыгиным, В. Астафьевым, В. Беловым и другими выступил против государственного проекта переброса сибирских рек в Казахстан и Среднюю Азию. Проект мог иметь необратимые для природы и культуры результаты, закончившись экологической катастрофой не только для сибирского региона, но и для человечества в целом. Письма, выступления, статьи писателей раскрывали масштабы экологической, культурной и этической опасности проекта. В результате обращений народа с тысячами подписей, оппозиции ученых и специалистов, правительство пересмотрело решение и признало проект нецелесообразным.
В 2009 г. по инициативе Валентина Распутина была предпринята поездка по Ангаре, с целью запечатлеть судьбу деревень и их жителей, переселенных с мест затопления Братской ГЭС, и деревень, которые затапливали при пуске Богучанской ГЭС. Под водой оказались сожженные дома, школы, земля, кормившая людей, со скрытой в ее недрах древнейшей культурой, а вместе с землей и оторванными от нее людьми – традиции русского народа. Фильм о судьбе «изумрудной красавицы Ангары» - «Река жизни» (режиссёр С. Мирошниченко, 2011 г.) - получился трагическим, прощальным. Но слово писателя должно было быть сказано в память о родной природе, земле и реке-кормилице.
Письма, хлопоты, беседы на самых высоких государственных уровнях по вопросам, по которым обращались к нему жители родных ему деревень, Усть-Уды и Аталанки, всего края, не проходили даром. Люди видели результаты народного ходатая. Для Валентина Григорьевича не было чужих дел – чужое становилось первостепенным и лично важным для него. Наверно, по-другому и быть не могло в сердце, полном сыновней любви и благодарности к Сибири, Родине.