Знакомство началось с драки. Произошло это осенью 1955 г. в общежитии, после месяца сельхозработ в колхозе. Миролюбивый, с острым чувством справедливости Валентин бросился разнимать подравшихся, сам не скупясь на сдачу. Среди дерущихся был Саня – Александр Вампилов. «Вышло как-то глупо, как часто бывает при выпивке», – сетовал умудренный годами Валентин Григорьевич (1985 г.) (В. Я. Курбатов «Подорожник». 2006). Утром чувство вины не давало Вале покоя. Пришли в университет. К счастью, незнакомый парень стоял около расписания. Валя толкнул своего спутника: «Иди, вон он». «А он: а что я, ты тоже хороший был, ты и иди. Я подошел, и мы объяснились» (Там же). Александр оказался первокурсником историко-филологического факультета, в то время как Валентин был уже на втором курсе. Факультет был один, интересы общие.
Вместе учились, иногда вместе писали. При встрече с Курбатовым Валентин Григорьевич говорил: «А Саня открыл Борхерта и мне принес. Признаться, одно время мы ему оба подражали. Но недолго. <…> Мы часто работали вместе в гостинице в Ангарске. Если что-то у Сани заканчивалось, он читал вслух. Там он написал "Утиную охоту", в которой в финале Зилов все-таки кончает самоубийством. <…> Когда он писал "Утиную охоту", я – "Последний срок"» (Там же). Гуляли по Иркутску, ходили друг другу в гости, встречались на литературных вечерах, в Союзе писателей, в редакции газеты «Советская молодежь». Читинский семинар молодых писателей Сибири и Дальнего Востока (1965 г.), куда один приехал из Красноярска, другой – из Иркутска, открыл обоим путь в большую литературу. И постоянные разговоры, споры – о литературе, писателях, философии, методах. Поиск живого, действенного слова. Потребность его особенно ощущалась в диалогах друг с другом. Внутренний процесс творчества, спрятанный от посторонних, открывался в разговорах, в душевном согласии-разногласии, в котором нуждались оба.
А.Вампилов с однокурсниками на сельхозработах. По картине В. Васнецова «Богатыри».
Из семейного архива В.Г. Распутина.
Уход Александра Вампилова не разорвал духовной связи друзей. Одна за другой были написаны статьи-предисловия, где Валентин Распутин говорит о вневременности пьес Вампилова, вершинности, «надмирности» их места в литературе. В год пятидесятилетия со дня рождения Александра Вампилова прозвучало сокровенное: «Когда я вижу его во сне, я и во сне знаю, что он ушел и что его не должно быть среди тех, кто остался жить, заниматься своими делами и стареть. Но он снова и снова приходит и остается. Всякий раз, когда это случается, я мучительно жду, чем кончится его появление и возможно ли полное возвращение, я и во сне наблюдаю за его лицом, жестами, словами, как он, очевидно, наблюдал бы за мной. Мы словно бы сравниваем с товарищеским участием, что, какая судьба лучше. Но ответ знает он один» (Цит. по: С. Р. Смирнов. В. Распутин и А. Вампилов: перекрестия и созвучия. 2012).
В.Г. Распутин на могиле А.Вампилова. Иркутск.
Из семейного архива В.Г. Распутина.
Рожденные в один год (1937 г.), Распутин и Вампилов оказались разными по возрасту. Один писал и старел, другой навсегда остался молодым. Так они и встречались теперь в снах и книгах – молодой Саня и постаревший Валентин Григорьевич. Оба в ранге классиков русской литературы.
…Сейчас слова двух классиков звучат уже оттуда. «Оттуда – с места вечного хранения, где слово, точно пройдя специальную обработку, не ветшает и от прикосновения к нему излучает таинственный, звенящий свет», - как писал когда-то В. Г. Распутин о творчестве друга (В. Распутин С места вечного хранения. Об Александре Вампилове. 2002).
- В. Распутин. От имени друзей его... Читать в формате JPEG.
- В. Распутин. Истины Александра Вампилова. Читать в формате PDF.
- В. Распутин. С места вечного хранения. Читать в формате PDF.