К основной экспозиции
Биография писателя
Окружение

Заслуженный художник России, Сергей Норикович Элоян стал близким другом В. Г. Распутина благодаря изданию книг. Знакомы они были раньше, но это были поверхностные отношения людей, участвующих в заседаниях Союза художников и различных комиссиях. Интересным и удачным в книжной графике стал первый опыт С. Элояна, дизайнера по профессии. Его иллюстрации к книгам В. П. Астафьева оценены были высоко, встречены с воодушевлением. И предприимчивый издатель Геннадий Константинович Сапронов задумал следующий крупный проект – подарочный выпуск книг В. Г. Распутина. Так впервые, зимой, со своими эскизами Сергей Элоян пришёл в гости к Валентину Распутину. «Валентин Григорьевич принял эскизы деликатно и тонко, замечания давал дельные», - вспоминает о встрече художник. Понимание художниками друг друга обеспечило им дружбу на годы. Длинные дорожные разговоры – в поездках, скупые – в обсуждении иллюстраций.

Принцип Г. К. Сапронова – дать возможность художнику работать в тесном контакте с писателем и слушать его мнение – дал великолепные результаты. В книжных магазинах появились красивые и дорогие сердцу читателя книги. Четыре тома подарочного собрания сочинений В. Г. Распутина поехали в Лейпциг представлять страну в ранге «Красивейшая книга России». Следующим крупным проектом редакции «Издатель Сапронов», осуществленным уже дочерью Г. К. Сапронова, стало издание повести В. Распутина «Прощание с Матёрой». Книгу запланировали выпустить к юбилею писателя как сюрприз (2012 г.). Дизайн книги получился необычным, оригинальным, даже шокирующим. Отзыв писателя на оформление и иллюстрации был лаконичным: «Ты прав. Ты правильно сделал».

На вручении Сергею Элояну диплома и премии Ассоциации книгоиздателей «Человек книги» в номинации «Художник» (2009 г.) были сказаны памятные слова о том, кто соединил Валентина Распутина и Сергея Элояна. «Геннадий Сапронов был человеком, умевшим свою любовь к текстам, к мыслям обратить в совершенные образцы книжного искусства. <…> Чтобы не забывать, что за каждой книгой стоит человек, мы и вручаем премию "Человек книги"» (Книжное обозрение. 2009, 7-20 декабря).

Важным для Сергея Элояна  в работе с текстом является вдумчивое, внимательное его чтение, перечитывание много раз. Так было и с книгами В. Г. Распутина. Полагаясь на фантазию и воображение, современные графики обычно рвут связи с текстом, и чаще уводят читателя не туда, куда предполагал писатель. Требовательное, совестливое отношение к литературному произведению С. Элояна отражается в его иллюстрациях. В эту графику можно погружаться и погружаться, можно рассматривать работы, удивляться, восхищаться, и делать каждый раз маленькие и большие открытия. Художник проживает текст, он пропускает его через себя, и это мучительный внутренний процесс. «Главное, почувствовать тональность. Настроение, какое возникает в душе», - полагает Сергей Норикович. Может быть, благодаря такому чуткому отношению работы С. Элояна передают само дыхание прозы Валентина Распутина.

Самые крупные совместные поездки В. Г. Распутина и С. Н. Элояна –встречи с читателями Монголии и поездка по Ангаре, запечатленная режиссером С. Мирошниченко в документальном фильме «Река жизни» (2009 г.). Долгие дороги и доверительные беседы остались в сердце художника.