К основной экспозиции
Биография писателя
Новости
Музей готовит мини-выставку «Как рождаются творческие союзы: из истории Иркутской писательской организации»
21 апреля, 2020
Музей готовит мини-выставку «Как рождаются творческие союзы: из истории Иркутской писательской организации»

Иркутск 20 века известен активным литературным движением. 6 мая 1920 года в губернской газете «Власть труда» в хронике «Иркутский день» сообщалось о регистрации только что возникшего литературного общества. Так заявила о себе «Барка поэтов» - первое литературно-художественное объединение.

Участники объединения собирались на квартире Артура Куле (Анчаров) – идейного вдохновителя объединения, который жил на баркасе, или барке, стоявшей на приколе у Белого дома.

Члены «Барки» часто устраивали открытые вечера поэзии, собиравшие большую разнородную аудиторию – красноармейцы, студенты, журналисты, начинающие поэты-комсомольцы.

Первое Иркутское литературно-художественное общество «Барка поэтов» во многом определило литературную жизнь Иркутска, став первой литературной организацией Восточной Сибири.

В 1923-м на смену «Барке» пришло знаменитое ИЛХО – Иркутское литературно-художественное объединение.

Участники ИЛХО: А Оборин, И. Утеин, Н. Хребтовский, Г. Ржанов, А. Вечерний (Голенковский), В. Скрылев (Томский), М. Озерных. Второй ряд: И. Молчано-Сибирский, М. Скуратов (Бельский), Д. Болдырев-Казарин, К. Мозыоевский, С. Бигос.

«Новое ИЛХО, пришедшее на смену «Барке» и давшее советской литературе таких поэтов как И. Уткин, М. Скуратов, Джек Алтаузен, И. Молчанов-Сибирский в своей деятельности опиралось на опыт предшественников, учась у поэтов «Барки» литературной технике, перенимая их опыт и одновременно отталкиваясь от наставников, преодолевая их идейно-эстетическую платформу». (В. Трушкин)

Илховцы издавали альманах «Иркутский поэт», выпустили несколько сборников. В 1931 году в Иркутске вышел первый номер журнала «Будущая Сибирь» (ныне «Сибирь»), и была создана Восточно-Сибирская ассоциация пролетарских писателей, которая приступила к работе 27 февраля. (Этот день стал датой образования Иркутской писательской организации).

Авторы книги База Курносых в гостях у Максима Горького в Москве, 1934г.

Из фондов ИОКМ 14800ф997/2

Весной 1934 года тиражом 10000 экземпляров вышла необычная книжка «База курносых. Пионеры о себе». Писали её 30 пионеров литературного кружка школы № 6 г. Иркутска под руководством И.И. Молчанова-Сибирского.

Книга была отправлена в Москву Максиму Горькому. В августе 1934 года ребят премировали поездкой в Москву и пригласили на открытие Первого съезда писателей СССР, где произошла встреча авторов «Базы курносых» и Ивана Молчанова-Сибирского с Максимом Горьким на его даче, в Горках.

1-я конференция советских писателей. Поэты Восточной Сибири. Иркутск, 1935г.

Из фондов ИОКМ 14800ф991/2

После Первого Всесоюзного съезда писателей в Москве, где был принят Устав Союза советских писателей, в Иркутске 5-10 февраля 1935 года состоялась Первая конференция советских писателей Восточно-Сибирского края. Было избрано Правление Союза писателей Восточной Сибири (М. Басов – председатель, И. Гольдберг – секретарь, И. Молчанов-Сибирский – секретарь, Х. Намсараев, П. Петров – уполномоченный Литфонда; кандидатами вошли К. Седых, А. Губанов, С. Комаров).

В 1937 году начались доносы, аресты, расстрелы. П. Петров, И. Гольдберг, М. Басов, А. Балин были первыми взяты под арест и расстреляны.

«Через три дня Михаил Михайлович Басов был арестован. Его взяли прямо из рабочего кабинета. Посадили в чёрную «эмку» и увезли. Это случилось днём. А ночью взяли Гольдберга и поэта Балина (обоих – из дома). Все трое были доставлены во внутреннюю тюрьму областного НКВД на улицу Литвинова. Их поместили в разные камеры (чтобы не сговорились), и почти сразу стали допрашивать с особым пристрастием…  Обвинения были стандартные: участие в право-троцкистской организации, вредительство, террор, а еще шпионаж в пользу Японии и фашистской Германии <> Любого из этих обвинений было достаточно для расстрела<> Не выдержав пыток и поверив лживым посулам следователей, Басов, Гольдбег и Балин признали себя виновными во всём, что им инкриминировали; и все трое упокоились в гигантских рвах-накопителях на «Даче лунного короля». (Роман «Бездна», А. Лаптев)

Иркутская писательская организация. 1952г.

Сидят (слева направо): Агния Кузнецова, Иннокентий Луговской ?, Константин Седых, Георгий Марков, Гавриил Кунгуров, Юрий Левитанский. Стоят (слева направо): Александр Гайдай, Анатолий Ольхон, Иван Молчанов-Сибирский, Лев Кукуев ?

Из фондов ИОКМ 14800ф781/13

Во время Великой Отечественной войны литературная жизнь в Иркутске не прервалась. За 1941–1944 годы писатели и поэты, оставшиеся в Иркутске (Анатолий Ольхон, Елена Жилкина, Агния Кузнецова, Константин Седых) провели 345 выступлений. 14 писателей ушли на фронт. Погибли начинавшие своё творчество в Иркутске Джек Алтаузен и Иосиф Уткин, поэт Моисей Рыбаков.

Эмблема творческой конференции молодых писателей

Из фондов ИОКМ 11418/3

В мае 1951 года состоялась первая конференция молодых писателей Прибайкалья, которая собрала свыше 70 участников из городов и районов Прибайкалья, а также из соседних Якутии и Бурятии. Целью Конференции являлось открытие новых молодых литературных талантов, живущих в Прибайкалье.

В 1961 году у конференции появилось своё название «Молодость, творчество, современность». В ней приняли участие не только молодые писатели, но и художники, актёры, режиссёры, композиторы.

Главными инициаторами и организаторами конференции 1964 года стали участники ТОМа (Творческого объединения молодых писателей и художников), созданного на базе редакции газеты «Советская молодежь»: Александр Вампилов, Юлий Файбышенко, Вячеслав Шугаев, Сергей Иоффе, Юрий Скоп, Глеб Пакулов, Владимир Пинигин и другие.

За время своей работы с 1951 по 2004 год Конференция открыла имена будущих известных прозаиков и поэтов: Франца Таурина, Леонида Огневского, Владимира Козловского, Игнатия Дворецкого, Валентины Мариной, Виктора Киселёва, Марка Сергеева, Светланы Кузнецовой, Валерия Алексеева, Аллы Стародумовой, Владимира Гусенкова, Виктора Соколова, Сергея Иоффе, Анатолия Тирикова, Леонида Красовского, Дмитрия Сергеева, Геннадия Машкина, Альберта Гурулёва, Михаила Трофимова и других.

Удачный опыт проведения конференций «Молодость, творчество, современность» послужил толчком для организации исторического семинара молодых писателей Восточной Сибири и Дальнего Востока. Семинар выявил целую плеяду незаурядных молодых литераторов, в Иркутске наступил период расцвета его писательской организации.

В сентябре 1965 года в Чите прошёл знаменитый семинар молодых писателей Восточной Сибири и Дальнего Востока. Семинар наделили правом рекомендовать в члены Союза писателей, минуя приёмную комиссию. На семинар приехало 80 участников, самой многочисленной была делегация из Иркутской области (10 человек): Александр Вампилов, Леонид Красовский, Вячеслав Шугаев, Дмитрий Сергеев, Сергей Иоффе, Юрий Самсонов, Геннадий Машкин, Глеб Пакулов, Борис Лапин, Алла Стародубова.

На читинском семинаре пять участников из Иркутска получили рекомендации на вступление в Союз писателей, они уже имели напечатанную книгу или крупную журнальную публикацию. Это А. Вампилов, Л. Красовский, В. Шугаев, Д. Сергеев, Ю. Самсонов.

Позднее все участники читинского семинара были приняты в Союз писателей, а 1966 году в Иркутск вернулся Валентин Распутин, который также был участником семинара от Красноярска. «Я тогда вернулся, и мы уже тут начали крылить – диктовать свои законы, стали силой. Эта «Иркутская стенка» была рождена Читой» (В. Распутин).

«Иркутская стенка» – это словосочетание, ставшее почти литературоведческим термином, было придумано Геннадием Машкиным. «Стенка» - это не только участники читинского семинара, это содружество молодых писателей Иркутска, неформальное объединение близких по духу людей. Их отличало совместное творчество, сюжеты будущих произведений рассказывались друзьям, обсуждались на встречах «Стенки».

Геннадий Машкин вспоминал: «Мы собрались в стенку по душевной потребности, научившись кое-чему у «классиков», развенчивая дутые величины, стараясь помочь друг другу. И первые произведения создавались на глазах друг друга. Порой на общих весёлых сходках обсуждался замысел, читались готовые куски, а то и всё написанное. Тон задавал Александр Вампилов…»

«В минуты упадка духа <…> мы собирались всей Стенкой и начинали разрабатывать новые замыслы. Эта причастность к коллективному замыслу надолго сохранилась в Стенке. И никто не стеснялся прорабатывать свой личный сюжет на товарищеском собрании. Поэтому мы знали практически все значительные варианты рассказов, повестей, романов и пьес друг друга. Над концовками «Валентины» и «Утиной охоты» мы мучились вместе с автором, как над собственными вещами. А скольких усилий стоили нам некоторые названия, например, «Расписка» Глеба Пакулова…». (Г. Машкин)

Так работало в шестидесятые годы иркутское литературное пространство, где была сильна писательская сплоченность.

«Иркутская стенка» стала уникальным явлением в отечественной литературе второй половины ХХ века. Это содружество помогло стать молодым иркутским писателям одними из самых известных в стране.

comments powered by HyperComments